Hardcore глазами Dj Or-Beat`а. История hardcore
Для меня хардкор - это прежде всего Голландия, где он расцвел больше всего... А официально эта музыка появилась лет 10 назад в Германии. Немцы из тусовки PCP сделали пластинку, не помню, как она называется, и Lenny Dee выпустил ее у себя на лейбле в 89 году. Это были медленные, мрачные, тяжелые композиции с перегруженными звуками. Хардкор фактически вышел из техно, начал убыстряться, усилятся, ручка distortion выворачивалась все больше и больше. Так и получилась агрессивная, самая тяжелая часть электронной музыки. И эту музыку назвали hardcore. В то время уже существовал живой хардкор, и по аналогии новую электронную музыку назвали так же. В 95-96г большинство лейблов стало ориентироваться на хардкор точно так же, как сейчас многие лейблы переориентировались на медленную музыку (например, Babyboom, который делал punkcore, самый примитивный happy, сейчас делает медленную, мрачную музыку; она неплохо звучит). А happy hardcore затем плавно, через интеллектуальное, ушедшее в trance, acid звучание от Ruffneck или Cenobite, постепенно снизил скорость и ушел. Параллельно развивалась мода на old school, то есть ту же самую музыку, которая выпускалась в 91 году; можно было просто брать с полок эти старые пластинки и играть. Отыграв по второму разу всю старую музыку, начали делать новую, похожую на старую: то было old school, а стало new school. В новой музыке появились элементы, которые хардкор успел приобрести за это время: более перегруженная бочка, мрачные звуки, вместе с этим более качественное звучание сведения; плюс какие-то элементы из коммерческого house, etc. Hо опять-таки - все зависит от лейбла, за которым остается последнее слово.
География hardcore
Трудно сказать что-либо о национальных особенностях хардкора.
Англия: в основном happy, его основа - breakbeat и jungle. В среднем это 170 ударов/мин, - т.е. не очень сильно перегруженная музыка; присутствуют пианино, этакие "счастливые" сэмплы, женский вокал.
Голландия (happy hardcore): не знаю, появился он раньше или позже, но это практически то же самое, только потяжелее, поменьше женских воплей и куча ремикшированных композиций. Больше всего мне нравится именно такой.
Германия: здесь требуется разделение на лейблы. Hо мне он не очень нравится, это по большей части мрачная и грязная музыка.
Италия: итальянцы молодцы. Есть туса Stunned Guys (Traxtorm Records), есть туса D-Boy. Это MC Rage, Digital Boy, Destroyer.
Япония: японский хардкор, в общем, похож на американскую и немецкую музыку, не больше.
Австралия: я видел три пластинки, все - полнейшее дерьмо: одинаковое звучание и совершенно незапоминающиеся мелодии. Винил жалко. Наш хардкор намного лучше.
Россия: у нас, естественно, своя эволюция хардкора, т.к. он был привезен к нам только спустя несколько лет после своего появления. Мне кажется, русские больше склонны к веселому, мелодичному, мажорному happy.
Hardcore в мире
Хардкор "стареет" со временем. Сегодня его энергетика уже не такая, как раньше. Я ставлю пластинку 96 года - меня сразу начинает колбасить, а когда слушаю сегодняшний хардкор - ни фига подобного. Hо то, что хардкор не умер и умирать не собирается, доказывает хотя бы Mystery Day (ежегодная акция 3 июля). Это голландский open-air с кучей танцполов и 30 тысячами габберов. Эти люди заплатили по 100 гульденов, это около $70! Хардкор не умер. Просто сейчас настало такое время, когда некоторым продюсерам, в течение семи лет делавшим одну и ту же музыку, это немножко надоело, и они стали заниматься другими стилями. Hо это не означает, что они перестали делать hardcore. Просто когда ты делаешь музыку профессионально, на высоком уровне, то не исключаются попытки что-то делать в разных стилях. Например, Ruffneck помимо хардкора занимается drum'n'bass (techstep), Buzz Fuzz - трансом, Dana - техно.
Hardcore в России
Хардкор появился в России достаточно легко: просто взяли оттуда и пересадили сюда, т.е. для нас весь хардкор начался с happy, а для голландцев happy началось с techno. Так что у нас что-то прижилось, а что-то нет, хотя, кажется, русские всему обрадуются. На данный момент я отвечаю за положение хардкора в России и считаю, что он в весьма неплохом состоянии по сравнению с другими стилями электронной музыки. Мы нашли тех, кому это нужно, и стали теми, кто готов это делать. Hо, собственно, нас не так уж много, хотя за этот год появились как минимум три новые команды, а Deliverance, Xanadu, Zikkurath, Amarantes подтвердили свое существование.
Классификация hardcore
Вообще, все классификации придумывают DJs. По стилям hardcore делить достаточно трудно, это предпочтительнее делать по лейблам - всегда можно отличить Ruffneck от Peter Paul Pigmans (3 Steps Ahead), etc. У каждого лейбла есть свое звучание, абсолютно не привязанное ко времени, это нечто вроде стиля в стиле.
Technohardcore: подобная музыка уже почти не выпускается, хотя немцы и пытаются что-то делать.
Speedcore: под него практически нереально танцевать, это 220-230 ударов/мин, - короче говоря, мясорубка. Hо эту музыку выпускают одни из самых мощных лейблов, например, Rotterdam Terror Records. Это Isaac, Babyboom.
Happy hardcore: мне нравится хардкор 95-96 года, это как раз период happy (170-180 ударов/мин). Именно тогда приобрел популярность один из лучших лейблов на сегодняшний день - Penga Rotterdam, который, можно сказать, стал началом начал хардкора.
Newstyle: это возвращение к 91 году (150-160 ударов/мин). В 95-96г появлялась пара-тройка медленных композиций, но они стали исключением - их нельзя было ни с чем сводить.
Trancecore: смесь хардкора и транса. Это тяжелая бочка, скорость, трансовое звучание. Самый яркий пример - Cenobite.
Trashcore: без комментариев.
Орбитальная станция старается заниматься всяким хардкором, но в основном играется материал из моей коллекции, а там, по большому счету, голландская музыка.
Заграничные цитадели hardcore
Если говорить о странах, то это, конечно, Голландия и Италия. В Милане такое место - клуб "Number 1", где три или четыре танцпола, и куда влезает около тысячи человек. В Голландии существует много мест, которые с удовольствием готовы предоставить организаторам свои помещения, - начиная с университетских спортивных комплексов и заканчивая аэродромами. Там на этом сделан огромный бизнес. В Роттердаме, например, есть (или был) Energy Hall, где устраивали вечеринки Paul Elstak и др. В Голландии существуют три - четыре сильные организации, которые занимаются проведением вечеринок и параллельно имеют собственные лейблы. В последнее время, правда, ситуация изменилась. Была такая корпорация - ID&T Music, отправной точкой существования лейбла которой был Thunderdome, вечерина, которую они организовали на выпускной вечер голландских школьников в 93 - 94 году. Вечеринка называлась Final Exam, она собрала 20 тысяч школьников. Тогда сами устроители, офигев от такого успеха, поняли, что заниматься вечеринками очень прибыльно. Несколько DJs на основе ID&T Music создали Dream Team - это Dana, Prophet, Buzz Fuzz, Gizmo. Четверка очень мощно раскручивалась, у каждого персонажа был собственный лейбл. Кто-то создавал карьеру больше как DJ, кто-то как продюсер. Параллельно существовали подкорпорации, куча лейблов, которые делались и закреплялись за какими-то определенными продюсерами. В 97 году фирма дала свободу своим продюсерам, у каждого из которых уже было имя. Они хотели иметь возможность работать с другими организаторами, уже заканчивались сроки контрактов. Таким образом, ID&T Music практически отделалась от всех своих лейблов и сейчас занимается только дистрибуцией. Buzz Fuzz, например, до сих пор содержит лейбл Desert, приглашает новых продюсеров, сам пишется под разными именами, чаще всего итальянскими. ID&T занималась организацией вечеринок, промоушном, работами в журналах и на телевидении. Я люблю HellRaiser - это организация, устраивающая одноименный рейв 2 раза в год; были MysteryLand, Thunderdome, SpeedRaiser и куча других. У них есть глобальные мероприятия и - между ними - короткие, для которых даже не нужно придумывать какие-то особые названия, так как их очень много - они проходят два-три раза в неделю. Что-то вроде "Match Hardcore" и др. В конце концов голландцев просто-напросто перекормили хардкором, и четыре года назад интенсивность расколбаса людей там значительно упала: на вечеринки стали приходить просто так, с пивом, перестали танцевать, перестали угорать. Если бы у нас было нечто вроде, то и нам бы это надоело. Поэтому в Москве так редко и происходят "орбитальные" хардкор-вечерины.